Перейти к содержимому

Кaк aудиторaм проверять отчетноcть зa 2021 год

Кaк aудиторaм проверять отчетноcть зa 2021 год 61eab4d22794c.jpeg

Ситуация, которая сложилась в 2020 и 2021 году, обусловленная распространением коронавируса и связанных с ним ограничений, продолжает оказывать влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность проверяемых аудиторами лиц. И это, в свою очередь, не может не иметь последствий для организации и осуществления аудита указанной отчетности. Поэтому, Минфин выпустил очередные рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год.

Когда проводят обязательный аудит

 

Обязательный аудит проводят в отношении организаций:

  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов эмиссионных ценных бумаг, которые обязаны раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», бюро кредитных историй;
  • которые имеют организационно-правовую форму фонда (за исключением внебюджетных фондов, специализированной организации управления целевым капиталом и международного фонда), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн рублей;        

Также подлежат обязательному аудиту организации, если они соответствуют хотя бы одному из следующих условий:

  • за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, организация получила доход более 800 млн рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей.

Если проводят обязательный аудит бухотчетности субъектов Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то аудиторы должны обращать внимание на выполнение необходимых и достаточных процедур проверки соблюдения этими субъектами установленных требований по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Если аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при проведении аудита выявят основания, что сделки или финансовые операции проверяемого лица могли или могут быть осуществлены в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг (ч. 2.1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Кто вправе проводить обязательный аудит

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2021 год могут проводить исключительно аудиторские организации. При этом они должны:

  • иметь в их штате хотя бы одного аудитора, у которого есть квалификационный аттестат аудитора, выданный после 1 января 2011 года (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • соблюдать требования части 20 статьи 15 Федерального закона от 02.07.2021 г. № 359-ФЗ.

Согласно данному требованию до дня вступления в силу порядка ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, аудиторские организации уведомляют Казначейство о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций в порядке, предусмотренном до дня вступления в силу Федерального закона 02.07.2021 г. № 359-ФЗ.

Предполагается, что порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, вступит в силу с 1 сентября 2022 года. А до этой даты аудиторская организация, оказывающая услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций, обязана уведомить об этом Казначейство.

Начиная с 1 января 2022 года индивидуальный аудитор не вправе проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, в том числе отчетности за отчетные периоды, предшествующие 2021 году. Но при этом аудиторские заключения, если они были выданы индивидуальными аудиторами по результатам обязательного аудита бухотчетности до 1 января 2022 года, продолжают признаваться официальными документами в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Какие стандарты аудиторской деятельности применяют при проверках

При проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2021 год нужно руководствоваться МСА, введенными в действие приказом Минфина от 09.01.2019 г. № 2н, 30.12.2020 г. № 335н, 27.10.2021 г. № 163н и 09.11.2021 г. № 172н.

В частности, нужно применять:

  • МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) «Выявление и оценка рисков существенного искажения»;
  • МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»;
  • МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении».
  • Помимо МСА необходимо применять следующие документы, принятые Международной федерацией бухгалтеров и рекомендованные для применения Советом по аудиторской деятельности:
  • концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;
  • международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;
  • словарь терминов;
  • структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;
  • предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
  • При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация, индивидуальный аудитор самостоятельно определяют формы и методы проведения аудита на основе стандартов аудиторской деятельности.
  • Кроме того, при проведении аудита бухгалтерской отчетности Минфин рекомендует особое внимание обращать на:
  • требования по составлению и хранению аудиторской документации по МСА 230 «Аудиторская документация»;
  • документальное оформление выявленного несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов по МСА 250 (пересмотренный) «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»;
  • получение аудиторских доказательств по МСА 500 «Аудиторские доказательства», МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях», МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»;
  • обоснование величины аудиторской выборки по МСА 530 «Аудиторская выборка»;
  • изучение информации о связанных сторонах по МСА 550 «Связанные стороны»;
  • применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица по МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

13 − 2 =

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Вы не смогли найти что искали? Мы Вам перезвоним и поможем!